Современная аудиосистема для автомобиля
Аудиосистема – непреложный атрибут современных автомобилей. Главной задачей звуковых систем является приём, преобразование и воспроизведение аудиосигналов. Конструктивно стереокомплекты для машин могут включать в себя различные компоненты, которые отличаются качеством звучания.
Компания АвтоReMix в Екатеринбурге оказывает различные услуги по автомобильному тюнингу, в т. ч. проектированию аудиосистем. Как правило, музыкальные комплекты состоят из головного устройства, акустики, сабвуфера, кроссовера, усилителя, процессора и соединительных кабелей. От комплектации напрямую зависит функциональность аудиосистемы и качество воспроизведения музыки. Рассмотрим особенности и назначение каждого узла автомобильных стереокомплектов.
Для чего применяется головное устройство
Данный узел представляет собой орган управления и источник звуковых сигналов. Обязательный компонент головных устройств – радиоприёмник (АМ/FM-тюнер). Также в состав обычно входят проигрыватели компакт-дисков (CD-ресиверы), мультимедийные устройства (DVD-ресиверы, проекционные экраны, навигационные системы и пр.).
Почти все современные автомобили в базовой комплектации оснащаются головным устройством (в отечественных машинах эту роль выполняют магнитолы). Как правило, «голова» аудиосистемы располагается в центральной части приборной панели, имеют штатные размеры по стандартам 1-DIN или 2-DIN.
АМ/FM-тюнеры используются для приёма радиосигналов, при этом некоторые стереокомплекты имеют сразу 2 или 3 тюнера, что способствует снижению помех. Усиленный приём радиосигналов обеспечивается за счёт специальных антенн, которые располагаются на крыше или возле заднего стекла. Для защиты радиосигналов Многие тюнеры имеют функцию RDS, благодаря которой передаётся кодированная информация.
Головные устройства могут оборудоваться внутренним усилителем на 15-20 Вт. Для настройки качества звучания используется эквалайзер, который регулирует амплитуду звуковых волн на разной частоте. Для подсоединения акустики или других компонентов «голова» оснащается несколькими выходами (каналами). Для настройки основных параметров аудиосистемы на фронтальной панели головного устройства имеются специальные переключатели.
Основные особенности акустики
Существуют разные автомобильные акустические системы (динамики), которые предназначены для воспроизведения звуковых сигналов в различных частотных регистрах:
- низкочастотные (басовики): 20-60 Гц;
- низко-среднечастотные (мидбасы): 60-200 Гц;
- среднечастотные: 200-4000 Гц;
- высокочастотные (твитеры, пищалки): 4-20 кГц.
Динамики состоят из излучающей головки (катушка + магнит + диффузор), которая осуществляет преобразование электрических сигналов от «головы» или усилителя в акустические, а также их излучение в окружающее пространство. Акустика может размещаться в салоне с левого и правого края на «торпеде», на передних стойках, на дверях, на задней полке над багажником.
По конструкции выделяют коаксиальную и компонентную автомобильную акустику. Первый тип представляет собой единый динамик, объединяющий НЧ/СЧ и ВЧ излучатели. Компонентные акустические системы для автомобилей выполняются с отдельными излучающими головками, которые физически разделены в одном корпусе. Предпочтительным вариантом является компонентная акустика.
Назначение и особенности сабвуферов
Это особый вид стереокомпонентов, главной задачей которых является воспроизведение низкочастотных звуковых сигналов (нижний порог восприятия органами слуха человека). Сабвуферы являются однополосными акустическими системами, которые имеют только одну низкочастотную излучающую головку. Основной параметр вуферов – мощность. Автомобильные сабы обычно имеют исполнение 100-300 Вт.
Сабвуферы могут быть активными и пассивными. Первый тип оснащён встроенным усилителем, а подключаются вуферы напрямую к головным устройствам, а пассивные модели соединяются через внешний басовый усилитель. Как правило, сабвуферы подбираются индивидуально к конкретным машинам, а устанавливают их под задними сиденьями или в багажном отсеке.
Для чего используются кроссоверы
Это тоже важный компонент автомобильных аудиосистем, который разделяет входные сигналы на разные частотные диапазоны (акустические каналы): НЧ, СЧ, ВЧ. Кроссовер представляет собой полосные фильтры, пропускающие аудиосигналы заданных частот. Кроссоверы также могут быть активными и пассивными. Устройства второго типа выполняются из пассивных электронных компонентов и работают без электропитания. Для работы активных кроссоверов важно наличие дополнительного источника питания.
Особенности и назначение усилителей
Эти устройства увеличивают мощность сигналов и улучшают качество их звучания. Внешние усилители применяются далеко не во всех аудиосистемах, а подбирают их с учётом номинальной выходной мощности и воспроизводимого частотного диапазона. Усилители подбираются с небольшим запасом с учётом мощности: для фронтальной и тыловой акустики – 75-100 Вт, для сабвуферов – 150-300 Вт.
Какие задачи выполняет процессор?
Это специальные устройства, которые восстанавливают и повышают качество звучания штатных головных устройств автомобильных аудиосистем. Аудиопроцессоры также могут оснащаться встроенным эквалайзером, кроссовером, модулем задержки. Регулировка настроек осуществляется при помощи бортового компьютера автомобиля.