Эксплуатация автомобиля зимой
С наступлением зимних холодов, на автомобиль приходятся дополнительные температурные и механические нагрузки. Значительно ухудшаются условия сгорания топлива в цилиндрах двигателя, что обуславливает трудности его запуска и стабильной работы.
Моторное масло, даже предназначенное для использования в зимних условиях, становится более вязким. Это обуславливает дополнительное сопротивление вращению коленчатого вала и требует от аккумуляторной батареи большей энергии. Но и это еще не все. Загустевшее масло с трудом проходит по каналам, не поступая к сопряженным деталям и механизмам.
В первые секунды или даже минуты с момента запуска холодного двигателя, шестерни масляного насоса не могут нагнетать достаточное давление масла, поэтому в этот момент детали цилиндропоршневой группы, коленчатый и распределительный валы работают с повышенным трением.
Между холодными сопряженными деталями образуются большие зазоры. Это проявляется вибрацией и даже стуками в области некоторых узлов, например в механизме привода клапанов, толкателей или гидрокомпенсаторов. По мере прогрева двигателя, вязкость масла и зазоры между деталями нормализуются, и двигатель постепенно выходит на рабочий режим.
Надо ли объяснять, что после каждого такого пуска, детали двигателя сильно изнашиваются, а его ресурс существенно сокращается?
Многие автомобилисты уверены, что каждый холодный пуск двигателя приблизительно равен тремстам километрам пробега. Отчасти, это так. Но, ведь, большинство из нас проживает в умеренной климатической зоне, где суровые зимы – довольно частое явление, а использование автомобиля только в теплое время года приемлемо далеко не для всех.
Все эти негативные явления наиболее выражены при запуске двигателя в условиях, когда температура окружающего воздуха опускается ниже -15 С. Ведь с наступлением холодов у автомобилистов начинается множество проблем. Главные из них – это пуск двигателя и его прогрев. При экстремально низких температурах пуск двигателя – одна из наиболее важных проблем. Но, с падением температуры неизбежно увеличивается и время прогрева двигателя.
Нужно ли полностью прогревать двигатель или можно начинать движение уже после пуска и стабилизации работы?
Единого мнения на этот счет до сих поре не существует. Многие автомобилисты часто небезосновательно утверждают, что прогрев двигателя при стоянке является не только пустой тратой времени и денег, но и наносит вред здоровью окружающих.
И хотя первое утверждение достаточно спорное, второе вполне имеет место. Дело в том, что при работе холодного двигателя выделяется большое количество токсичных выхлопных газов, которые могут проникать в близлежащие помещения через открытые окна или накапливаться в подъезде, возле которого припаркован автомобиль. Очень часто соседи жалуются на нерадивых автомобилистов, а в Правилах дорожного движения законодательно закреплен запрет на стоянку в жилой зоне с работающим двигателем.
Получается, что правы те, кто рекомендует начинать движение на холодном автомобиле?
На самом деле все не так просто. Вспомните, ранее мы говорили о том, какие нагрузки приходится испытывать всем узлам и агрегатам двигателя в период пуска и прогрева. И это лишь при работе непрогретого двигателя на холостых оборотах. Если в сильный мороз на холодном двигателе все же начать движение, это неизбежно усугубит и без того тяжелые условия его работы.
К тому же, двигатель будет плохо «тянуть», руль и педали станут «дубовыми» и неинформативными, стекла в холодном салоне будут периодически запотевать и даже покрываться морозными узорами, а расход топлива может возрасти свыше одного литра на километр пути!
Вряд ли такая поездка покажется кому-то вполне оправданной, даже если при этом автомобиль прогреется гораздо быстрее. Такие «быстрые прогревы» могут вскоре обернуться дорогостоящим ремонтом силового агрегата.
Как же тогда эксплуатировать автомобиль в условиях сильных морозов?
Прогревать двигатель на месте до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет рабочей отметки или все же начинать движение для ускорения прогрева двигателя? Вместо ответа на этот вопрос стоит рассказать о различных вариантах.
Первым и самым затратным будет установка независимого обогревателя или программный дистанционный пуск. В первом случае, придется смириться с существенными затратами, а во втором – с увеличенным потреблением топлива. Однако, в этих случаях легкий пуск двигателя с минимальными нагрузками даже в условиях сильных морозов гарантирован.
Более дешевое решение - это установка электроподогрева охлаждающей жидкости. Но, этот способ вполне оправдан только в случае, если имеется возможность подключения к бытовой электросети. В остальных случаях, вам неизбежно придется тратить время на прогрев двигателя перед началом движения. Это займет некоторое время, но прогревать двигатель до рабочей температуры ( когда стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится возле красной отметки и включается вентилятор) не имеет смысла даже в зимнее время. Самое оптимальное время прогрева - не более 15 минут даже при сильных морозах.
Чтобы не создавать проблем окружающим, автомобиль желательно оставлять на паркинге или стоянке на некотором удалении от жилых домов и детских площадок. Для ускорения процесса прогрева можно использовать утепляющие подкладки из войлока или на вспененной основе в моторном отсеке или между радиатором и воздухозаборниками. В этом случае, очень важно помнить о том, чтобы теплоотражающий алюминиевый слой утеплителя ни в коем случае не касался клемм аккумулятора, открытых участков электроцепей или не попал в движущиеся узлы силового агрегата. Использование утеплителя значительно ускоряет процесс прогрева двигателя.
Важно помнить и о том, что даже в холодное зимнее время не допускается полностью закрывать радиатор утеплителем или отключать вентилятор. Перегреть двигатель даже зимой вполне возможно, например, при движении в пробке. В некоторых моделях автомобилей при холодном двигателе и закрытом термостате основной поток охлаждающей жидкости циркулирует через отопитель салона (печку). Этим стоит воспользоваться и включать отопитель для быстрого прогрева салона. В этом случае, автомобиль прогреется гораздо быстрее.
Помните, прогревая автомобиль, никогда не садитесь в салон сами и не садите в него детей! В период прогрева автомобиля, при включенном отопителе в салон могут подсасываться высокотоксичные выхлопные газы, которые могут вызвать тяжелое отравление.
Начинать движение можно сразу после того как стабилизировались обороты двигателя, оттаяли стекла, а указатель на приборной панели показывает температуру охлаждающей жидкости более 40-50С. для уменьшения нагрузки на двигатель рекомендуется двигаться до полного прогрева на самых низких передачах. Для этого, не следует включать высокие передачи, а если вы управляете автомобилем с автоматической коробкой передач, переведите селектор в положение «1» или «L», избегая включения режима «Overdrive» (O/D). При бережном и внимательном отношении к автомобилю в зимнее время, он отплатит вам надежностью и большим безаварийным пробегом.