Результаты тестирования фар автомобилей
Если верить мировой статистике по ДТП, почти половина всех аварийных ситуаций, в которых гибнут участники дорожного движения, случается ночью. А если анализировать все ДТП с любыми исходами, то на ночное время приходится почти четверть от всех аварий. Столь неутешительные данные привели к тому, что многие исследовательские институты, компании стали проводить тесты автомобильной оптики. Результаты радуют далеко не во всех случаях.
Нюансы тестирования автомобильной оптики и результаты исследовани
Тесты оптики относительно недавно провел институт дорожной безопасности IIHS. Была протестирована 31 машина — исследовались разные марки, автомобили в разных комплектациях. Последний пункт — различные комплектации — особенно важен, так как одна и та же модель в разных комплектациях может оснащаться различными видами оптики, начиная от обычных галогеновых фар в базовой комплектации, заканчивая светодиодными фарами в расширенной комплектации или за дополнительную плату. Поэтому эксперты решили исследовать несколько видов оптики на каждой автомобильной марке, чтобы обеспечить максимальную объективность результатов.
Тесты, проведенные IIHS, показывают, насколько оптика того или иного автомобиля хорошо освещает дорожное полотно ночью. От качества освещения зависит безопасность всех участников дорожного движения — фары должны не просто хорошо освещать дорогу перед водителем, но и не слепить водителей на встречных автомобилях.
Тестирование проводилось в условиях, максимально приближенных к реальным — к условиям, которые можно наблюдать в ночное время на реальной трассе. В рамках тестирования было воссоздано пять различных ситуаций на дороге — замерялось качество головного освещения при движении по прямой, и при поворотах — налево и направо, плавных и резких. Для замеров использовались специальные приборы, и по результатам тестов автомобилям присваивались баллы. На итоговые результаты большее влияние оказывало качество ближнего света при движении по прямой, так как по статистике большая часть ДТП происходит в ночное время на прямых участках дороги.
Какие результаты показало тестирование?
Лидером в этой гонке световой оптики стала модель Toyota Prius V — она была удостоена лучших оценок за переднее освещение. Кроме того, неплохие результаты показали автомобили, которые были оснащены оптикой в качестве дополнительной опции. Фары, поставляемые в базовой комплектации, со своими задачами, как заявляют эксперты IIHS, справляются плохо.
Сейчас IIHS планирует ежегодно проводить аналогичные тесты и составлять рейтинги качества световой оптики автомобилей, что должно послужить мотивацией для автопроизводителей на оснащение своих авто действительно хорошими фарами, и уже в базовой комплектации, ведь речь идет о безопасности на дороге.
Об особенностях проведения тестирования световой оптики в России и о его результатах
В России также проводились аналогичные тестирования. В частности, в одном из исследований проверялись одиннадцать самых востребованных на российском рынке марок авто.
11 машин были собраны на Дмитровском автополигоне — Renault Kaptur в базовой комплектации, Skoda Octavia, Datsun mi-DO, Kia Rio, Лада Веста, Hyundai Solaris и некоторые другие. Определенные марки проверялись в разных комплектациях, предполагающих различные виды оптики — например, Kia Rio была представлена как в базовой комплектации с рефлекторными фарами, так и в расширенной — дополненной линзованными фарами.
При исследовании использовалась методика замеров, которая уже хорошо зарекомендовала себя в прошлом. Перед автомобилем ставили «сетку» из меток-конусов, расстояние между соседними конусами составляло 10 м. С помощью люксметра исследователи оценивали освещенность у каждого конуса, что позволяло определять силу пучка света в любой точке. Показатели считали для дальнего и ближнего света. Чтобы результаты тестов были корректными, перед исследованием была проведена правильность настройки фар.
Явным лидером исследования стала Skoda Octavia с LED-фарами. А вот Octavia с галогенными фарами исследователей разочаровала, в частности, в отношении ближнего света. Если говорить о более бюджетных марках машин, выделились фары Lada Vesta SW Cross — они обогнали по качеству света даже такие топовые модели, как Киа и Хендай. Хуже всего показали себя Renault Kaptur и Datsun mi-DO, дополненные галогенными фарами.
Вместо вывода
К сожалению, на сегодняшний день тестирование оптических автомобильных систем — скорее, исключение из правил, чем устоявшаяся традиция. Те исследования, которые начали проводить для оценки качества автомобильного освещения, показывают весьма плачевные результаты — подавляющее количество автомобилей в базовой комплектации оснащаются фарами, не способными обеспечить хорошее, достаточную видимость на дороге, а это, соответственно, негативно влияет на ситуацию на дороге, повышая риски возникновения ДТП в темное время суток.
Те исследования и тесты, которые уже проводятся, имеют огромное значение. С одной стороны, они позволяют водителям грамотно оценивать качество освещения их автомобилей, при необходимости докупить и установить более функциональную и качественную оптику, чтобы повысить уровень своей безопасности на дороге. С другой стороны, рейтинги автомобилей, которые будут создаваться на основе этих тестов, могут стать серьезным поводом для автопроизводителей пересмотреть свое отношение к качеству оптических систем в автомобилях в базовых комплектациях. И вполне вероятно, что как только такие тесты и рейтинги станут обычным явлением на автомобильном рынке, качество освещения машин в базовых комплектациях существенно вырастет, а количество ДТП на дорогах в ночное время значительно уменьшится.