Дневные ходовые огни (ДХО) в интересных фактах
Менталитет отечественных водителей таков, что им хочется на всем сэкономить. Ближний свет постоянно включен? Это же огромный расход топлива, да еще укорачивание жизни фар. Примерно вот такие аргументы, которые не совсем истинные. Реальный дополнительный расход бензина при включенных ближних фарах составляет около 80 г на 100 км. На светофорах мы тратим намного больше. Что касается второго аргумента, ответ специалистов таков: лампы быстрее перегорят только, если будут эксплуатироваться круглосуточно. Большей мерой это зависит от качества самой лампы.
Прекрасной альтернативой неутихающим спорам об экономии являются дневные ходовые огни. Они мало потребляют, так как работают на светодиодах, и совсем не нагружают двигатель (экономя таким образом драгоценное топливо).
Особенностью ходовых огней является то, что лампы направлены вперед. Эта особенность указывает на основное назначение ДХО — дополнительную боковую светосигнализацию либо освещение участков дороги перед глазами водителя. Многие автолюбители думают, что дневные ходовые огни и габаритные огни одно и то же. И ошибаются. Габариты больше относятся к категории парковочных сигналов, чем активных.
Назначение и технические характеристики дневных огней
Что касается безопасности на дороге. Любой водитель знает: чем лучше освещен автомобиль в темноте, тем безопаснее он для других участников движения. Переливы света в ангельских глазках привлекают не только внимание своей оригинальностью. Маневры, например, перестроение из ряда в ряд ночью, повороты на нерегулируемых перекрестках, заезды на улицы с закрытыми поворотами или плохим обзором — все это с ДХО облегчает вождение и распознавание автомобиля.
В двух словах рассмотрим принцип работы ДХО. При запуске двигателя сила напряжения увеличивается до 13,3-13,6 вольт. Через датчик затем включаются дневные ходовые огни. Блок управления отслеживает колебания напряжения. Как только оно снижается: при остановке, глушении мотора, ДХО автоматически отключаются.
Устройство состоит из следующих компонентов:
- БУ (блок управления) — контролирует включение-выключение;
- светодиодные лампы различной категории;
- опционально – кнопка для активации.
Примечание. В новых автомобилях кнопка уже не используется, а все операции контролируются автоматикой.
Критерий различия ДХО
Основной критерий, по которому дневные ходовые огни различаются друг с другом, — форм-фактор по стандартам ЕС и США. Он бывает врезной и навесной. Где-то врезные ДХО приравнены к обычным лампам дневного света, поэтому они включаются при старте двигателя. В других странах агрегат представлен в госстандарте, как внешнее осветительное устройство, которое работает автономно. Еще где-то ДХО соединены с дальним светом на пониженном напряжении. В нашей стране распространены навесные ДХО в силу своей универсальности, простоты монтажа и дешевизны.
ГОСТ — всему голова
При установке ДХО на автомобиль неизбежно возникают вопросы соответствия ГОСТу, а только потом уже говорят о тюнинге, выборе собственно видов ДХО: ангельских глазок, бегущей ленты и т.д. Это важный момент. К сожалению, водители предпочитают на нем не заостряться. Особенно те, кто любит все ставить своими руками, а потом владелец удивляется, почему полицейские останавливают автомобиль и выписывают штрафы. Это еще в лучшем случае.
Кустарные умельцы работают с не сертифицированной продукцией, они по-своему меняют места расположения ДХО, не заботясь о соблюдении стандартов. Например, встраивают ДХО вместо поворотников. Из-за того, что такие лампы работают постоянно, это сбивает с толку других водителей. В российском стандарте ГОСТ Р 41.48-2004 оговорено не только подключение, но даже и место расположения под ДХО.
Надо понять одну простую истину: ближний свет фар, другое штатное освещение и ДХО являются альтернативами друг другу.
ДХО в интересных фактах
В отчете SWOV (Голландия), Государственного института безопасности дорожного движения, приведены любопытные данные:
- Автомобиль с включенными дневными огнями другие участники движения воспринимают находящимся ближе, чем на самом деле. Это удерживает их от рискованных маневров на перекрестках или обгонах.
- 80 % аварий на перекрестках вечером и ночью вызваны плохой освещенностью автомобилей. ДХО сводит эту вероятность к нулю.
- Наилучший эффект от дневных огней достигается в сумерках, при плохой погоде, ночью, а худший – в ясную солнечную погоду.
Недостатки такого освещения
Вместе с тем ДХО днем может сливаться с габаритами. Ситуацию спасает установка третьего стоп-сигнала. Еще огни склонны слепить встречных водителей, если работают в паре с фарами. Это, пожалуй, немногие недостатки на фоне явных преимуществ, но всегда нужно учитывать главное преимущество - безопасность вашего автомобиля в потоке.
Мы вкратце рассказали об основных моментах, относящихся к понятию ДХО. Надеемся, что наша статья вам поможет сделать правильный выбор, если у вас будут вопросы, то обращайтесь за консультацией к нашим специалистам.