Нерабочие фары автомобиля: штрафы
В Москве камеры научились выявлять невключенные автомобильные фары, теперь эту технологию активно внедряют во многих российских регионах, в том числе, в Екатеринбурге. Каким образом нейросеть распознает негорящие фары? Есть ли риск ошибок? Возможно ли оспорить постановление? На эти и некоторые другие вопросы мы отметим в статье.
В департаменте транспорта Екатеринбурга сообщили о том, что в городе активно внедряется практика оформления штрафов ГИБДД за езду с негорящими фарами. Собственник автомобиля получит штраф, если камера «поймает» машину без дневных ходовых огней или без горящих фар ближнего света. Какой штраф? В соответствии со статьей 12.20 КоАП о нарушении правил использования внешних световых приборов, эксплуатация автомобиля без ближнего света фар или ходовых огней влечет за собой штраф в размере 500 рублей. Эту сумму можно снизить в два раза, если оплатить штраф в течение 20-ти дней после оформления.
Применение нейросети при определении наличия или отсутствия света в автомобильных фарах — инновационный подход, который, как и все новое, может сопровождаться ошибочными решениями. Чтобы избежать ложных штрафов, в ГИБДД обещают, что каждый материал будут проверять вручную. При этом сотрудники ГИБДД напоминают, что ходовые огни включаются автоматически в большинстве современных авто, остальным водителям придется более внимательно следить за функционированием световой автомобильной оптики.
Где еще, кроме Москвы и Екатеринбурга, можно нарваться на штраф за неработающие ходовые огни и фары ближнего света? Работа по фиксации подобных нарушений уже начата в Тамбовской и Кемеровской области, в Нижегородской и Самарской области, а также в Крыму. Планируется, что в ближайшее время подобные устройства будут установлены в Волгоградской и Ивановской области, в Кабардино-Балкарии и Владимирской области, в Костроме, Твери, Омске, Иркутске, Красноярске, Ульяновске. И вероятно, что в скором времени подобные системы будут установлены по всей России — это снимет часть нагрузки с ГИБДД, при этом поможет сделать водителей более дисциплинированными в части включения ближнего света или ходовых огней в любое время суток и при любой погоде.
Как нейросеть улавливает отсутствие света фар?
Технология, способная определить наличие или отсутствие света в фарах, довольно сложная. Нейросети часто приходится справляться с нестандартными ситуациями. Например, если автомобиль цвета «металлик» едет по дороге при солнечной погоде, определить, горят ли автомобильные фары или отражаются от краски солнечные лучи, может быть тяжело. Сама камера способна зафиксировать яркое световое свечение в районе машины. Но образовано ли это свечение именно фарами? Тут уже в дело вступает нейросеть, которая находит фары и устанавливает, от них ли исходит яркий свет или нет.
Нейросеть способна достаточно легко установить точное расположение фар. Нейротехнологии сегодня довольно умны и продвинуты, например, некоторые уже умеют определять не только вид транспортного средства, но и устанавливать модели автомобилей. И основное преимущество нейросети перед другими технологиями — способность к обучению, что определяет просто невероятные перспективы. Речь вот о чем.
Работа нейросети выстраивается на принципе подобия. Так, например, нейросети показывают 30 разных фар в 30-ти ракурсах. Если в 31-й раз нейросеть видит новую фару, которая не была включена в data-set обучение, сложностей с определением объекта все равно не возникнет: нейросеть поймет, что новый объект похож на фару. При этом камера подаст сигнал о наличии сомнений, так как конкретно этой сигнатуры она еще не видела, но и покажет, что есть сходство с несколькими образцами.
Работать подобная технология может при любой погоде и в любое время суток. Понятно, что кадры, сделанные ночью, смогут более наглядно показать отсутствие света в фарах, что для ГИБДД и судов особенно важно. И тут нужно понимать, что отсутствие света днем не является грубейшим нарушением, тогда как неисправные фары на автомобиле, движущемся ночью, могут привести к трагедии: при обгонах и поворотах водители ориентируются именно на свет фар других машин, и отсутствие света может привести к столкновению при маневрах на дороге.
Может ли нейросеть ошибаться?
Может. В основном встречается один из двух типов ошибок. Нейросеть может зафиксировать машину с включенными фарами в качестве ложного нарушения — то есть, водитель ехал без нарушений, но получил штраф и вынужден будет его оспаривать. Второй тип ошибки — нейросеть не понимает, что фары выключены, и нарушитель таким образом не получает наказания.
Чтобы обеспечить высокую эффективность работы системы, необходимо минимизировать число ошибок первого типа, так как в противном случае уровень доверия к такой системе будет очень низким. Пока нейросеть может похвастать точностью определения в пределах 90-95%, поэтому при вынесении окончательного решения требуется участие человека.
Сложности могут возникать у автомобилей с узконаправленными фарами, формирующими световые пучки с минимальным углом расхождения вверх. Такие фары недостаточно сильно светят в камеру, и нейросеть может просто не увидеть наличие света в фарах.
Эксперты говорят о том, что нейросеть способна к обучению, и с течением времени показатели ее точности будут улучшаться. В частности, со временем нейросеть сможет лучше различать залепленную снегом или грязью оптику, но в любом случае для исключения ошибок потребуется оператор.
Как и когда оспариваются штрафы за фары
Фотоматериалы могут служить доказательством вины, вне зависимости от того, сделаны они ночью или днем. Если по фото видно, что фары не горят днем — это весомый повод для штрафа. Иногда водители экономят бензин, не включая днем фары — штраф станет для них уроком. А случается так, что водители могут просто не знать, что у них не работают фары, это возможно, если отсутствует отдельный блок для включения дневного света — тогда штраф поможет обратить внимание на проблему.