Типы ламп для фар головного света автомобиля
Ну, вот случилась неприятность: перегорели лампочки для фар. Первый вопрос: что делать? Самое важное — знать тип лампы. Остальные детали наподобие индекса, суффикса, префикса оставим на компетенцию продавца оптики. Давайте разберемся, какие типы ламп присутствуют в фарах основного света.
Галоген
В середине прошлого века компания Hella представила публике галогеновую лампочку для фар. Моментально появился совершенно новый продукт, который на порядок поднял светоотдачу. Кроме того, автомобильные лампочки уменьшились в размерах и начали поставляться с продленным ресурсом.
В наши дни галоген претерпел дальнейшие изменения в виде покрытий, за счет чего присутствует эффект ксенона. Свет фары белый с голубоватым оттенком. На упаковке встречается надпись Xenon Effect, но это хитрый маркетинговый ход для улучшения продаж. Лампы в таких упаковках не ксеноновые, а просто имеют эффект, схожий с ним.
Другие разновидности галогеновых лампочек для фар:
- long life, day long – применяются в круглосуточном цикле, в ДХО, отличаются повышенным ресурсом;
- all-weather (всепогодные) – лучше всего подойдут для пасмурных дней. Их желтоватое свечение не рассеивается дождем, снегом, осадками.
- +30-50 % - маркировка указывает на увеличенную светоотдачу. Часто автолюбители покупают в качестве штатных лампочек, так как не перегревается проводка и рассеиватель.
Надо ли упоминать, что галогеновые лампочки для фар являются самым бюджетным вариантом замены перегоревших ламп. Среди основных недостатков упомянем низкий КПД (до 10 %) и самый малый ресурс в своем классе. Тем не менее, крупные производители, например, Phillips, продолжают выпускать галогенки.
Ксенон
Ксенон по устройству называют газоразрядными лампами, то есть в них отсутствует нить накаливания. Роль их заменили два электрода. В автомобилестроении применяют лампы с примесями газа ксенон.
Самое удивительное качество ксенона — почти идеальный КПД, достигающий 90 %. Еще к числу преимуществ относится минимальная теплоотдача и экономное потребление энергии. За счет этого ксеноновые лампы намного долговечнее галогеновых. Свет не рассеивается, не «боится» тряски на дороге (так как нет нити накаливания).
Недостатки у ксеноновой лампочки для фар:
- необходим блок розжига, который стартует с напряжения 25 кВ, а затем поддерживает номинал в 85 В;
- не моментальный разряд. При включении возникает пауза в несколько секунд, пока лампы обретают номинальную яркость;
- высокая цена установки.
Еще при замене штатного освещения на ксенон нужно правильно скорректировать фары, чтобы не слепить встречные машины. Нелишними окажутся и линзы. Таким образом, установка ксеноновых ламп невозможна в кустарных условия, требуется профессиональный электрик. Зато все эти недостатки с лихвой компенсируются ярким, чистым светом, долгой эксплуатацией и неприхотливостью.
На современные автомобили обычно ставят би-ксенон.
Одна колба, а переключение на ближний/дальний свет производится специальными шторками либо перемещением колбы. Это существенно удешевляет готовый комплект.
Светодиод, LED
Сначала эти неприметные помощники устанавливались на вспомогательном освещении из-за малой мощности. Но теперь есть из чего выбирать, как замену галогена или ксенона даже в фарах головного света. Светодиод излучает свет путем воздействия тока на кристалл полупроводника. В классе лампочек для фар это самый экономичный, долговечный продукт. LED расходует электроэнергии в 10 раз меньше, чем галоген.
Но есть и недостатки. Как и ксенону, светодиоду нужен специальный переходник (токовый прибор, стабилизатор, резистор и т.д.) из-за разницы напряжения. Еще необходимым элементом является система охлаждения, так как LED чувствителен к перегреву. Лампы этого типа нужно фокусировать, как и ксеноновые.
В последние годы появился новый продукт — светодиодные линзы, которые автоматически фокусируют пучок света. Но пока эта продукция дорогая для общего пользования, как и светодиоды в целом.
Как ведет себя светодиодная лампочка для фар, показывает простой пример: если в габаритах поменять галоген на LED, то случайно оставленные включенные габариты не разрядят аккумулятор даже за сутки.
Вкратце - цоколи, индексы, суффиксы
Форма цоколя определяет положение лампы в гнезде и можно ли ее поворачивать по оптической оси.
Для ближнего света — H1, H8, HB4, H11.
Для дальнего света — H1, H9, HB3, H11.
Противотуманки — H4, H7, H8.
R2 считается устаревшим цоколем для двухфарных устройств.
Еще применяются индексы. Например, ксенон имеет индекс D. Суффиксы S (линзованная оптика ), R (рефлекторная оптика), С (для обоих типов). На практике обычному покупателю не надо знать так глубоко эти подробности. Самое важное — выбрать тип лампочки для фар, о чем мы подробно рассказали выше.