Тенденции в сфере автомобильного освещения будущего
Ещё пару десятков лет назад автолюбители России удивлялись новой технологии LED, которая начала активно применяться при изготовлении головной оптики транспортных средств. Высокие технологии никогда не стоят на месте, и совсем недавно появилось очередное абсолютное новшество в сфере автомобильного освещения. С этого момента галогеновые, ксеноновые и светодиодные технологии фар начнут уходить в прошлое, ведь немецкие автопроизводители разработали новый тип головной оптики – лазерный свет. Данная технология способствует появлению совершенно новых горизонтов с точки зрения дизайна и исполнения фар.
Лазеры – новинка автомобильного мира
Над созданием фар головной оптики работали исследовательские отделы сразу нескольких мировых брендов, которые сотрудничают с автопроизводителями. В первую очередь речь идёт о компаниях «Бош», «Хелла», «Филлипс», «Осрам» и «Валео». Стоит отметить, что в 2011 году концерн BMW уже объявлял о выпуске новой модели спорткаров i8, но головную оптику тогда нельзя было назвать именно «лазерной». Со временем технология развивалась, и сегодня автопроизводитель высказал готовность к запуску серийного производства автомобилей с полностью лазерным головным светом.
Также новую световую технологию старается внедрять и концерн Audi. Так, прототипами лазерной оптики начали оснащать автомобили R18 E-Tron Quattro и Sport Quattro Laserlight. Первая модель машин уже появилась в продаже, но пока только на территории Германии. Новые фары оснащаются инновационными лазерными модулями, активизирующимися при достижении 60+ км/ч – до этой отметки дорога освещается обычными светодиодами.
Фары оборудованы четырьмя мощными лазерными диодами с телом свечения диаметром всего 300 мкм. В случае с автомобилями Audi используются диоды, генерирующие синие лучи, длина волны которых составляет 450 нм. Специальный флуоресцентный преобразователь делает из синего света белый (цветовая температура 5500К), что минимизирует нагрузку на человеческий глаз. Лазерные лучи характеризуются внушительной дальностью свечения до 500 метров.
Если говорить об автомобилях BMW, то лазерные модули были разработаны инженерами спецподразделения фирмы Osram. Из-за довольно сложной конструкции головной оптики себестоимость автомобилей ощутимо повысилась, но для компаний BMW и Audi на первый план вышел не ценник, а неоспоримые преимущества, которые получат владельцы машин.
Главные преимущества лазерного освещения
Если сравнивать с привычными источниками автомобильного света (ксеноновые, галогеновые, светодиодные), лазерная головная оптика имеет ряд важных плюсов:
- Лазерное излучение является монохромным и когерентным благодаря волнам с одинаковой длиной и разностью фаз. Благодаря этому формируется пучок света, максимально близкий к параллельному, что обеспечивает освещение конкретной зоны.
- Лазерные лучи в 8-10 раз сильнее галогенок: их протяженность составляет 500-600 метров (обычные лампы дальнего света имеют показатель 200-250 метров, а ближнего – 60-80).
- Лазеры не слепят встречных водителей, как в случае с ксеноном, поскольку световые лучи строго направляются в нужную точку освещения. При этом если лазер попадает в людей или какие-либо движущиеся предметы, некоторые диоды моментально отключаются.
- Новые лазерные фары потребляют на 30% меньше энергии, чем классические светодиоды.
- Очередное преимущество инновационного освещения – компактность. Лазерные диоды имеют почти в 100 раз меньшую площадь светоизлучения, чем обычные светодиоды. При одинаковых показателях светоотдачи лазерные фары требуют отражателей меньшего размера – 30 мм (в случае с ксеноном – 70 мм, галогенками – 120 мм). Благодаря этому инженеры значительно уменьшили размеры головной оптики, при этом повысив эффективность освещения дороги.
- Лазеры характеризуются в 4 раза бо́льшей яркостью по сравнению с привычными диодами. Это способствует повышению безопасности водителей и пешеходов.
Функция светодиодной указки
Применение лазерных технологий в сфере автомобильной светотехники подтолкнули автопроизводителей разработать и внедрить ещё одну интересную технологию, получившую название DynamicLightSpot. Инновационная система обнаруживает пешеходы или другие препятствия на дорогах и направляет на них усиленные световые лучи. Благодаря этому водители заблаговременно информируются о потенциальной опасности.
Очень удобно, что такие подсказки выскакивают раньше, чем объекты появляются в луче ближнего света головной оптики. Благодаря этому сидящие за рулём автомобилисты получают несколько секунд, чтобы притормозить и объехать препятствие. Система DynamicLightSpot способна обнаруживать и контролировать сразу несколько движущихся объектов. И как только инфракрасная камера заметит человека, животное и т. д., световые лучи сразу укажут на движущийся объект.